Севастопольская региональная общественная организация многодетных семей "Нас много" при поддержке Фонда президентских грантов и активнейшей помощи СРОО "Севастопольские мамы" продолжает реализацию благотворительного проекта "Внимание, непоседы!". Наш проект направлен на всестороннюю информационную, психодиагностическую, психокоррекционную, психолого-педагогическую помощь и поддержку детей с СДВГ и их семей.
Этой статьей мы продолжаем цикл публикаций, посвященных проблематике СДВГ и информирующих общественность об этом психоневрологическом расстройстве.
Синдром гиперактивности (а точнее, СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности) встречается в наше время очень часто. По статистике, в каждом школьном классе учится хотя бы один гиперактивный ребенок, а в нынешних переполненных классах может оказаться и по пять детей с СДВГ.
Гиперактивность в своем классическом представлении проявляется следующим образом: чрезвычайная подвижность, возбуждение, чувствительность к различным раздражителям (свет, шум). Гиперактивные дети доставляют своим родителям огромное количество хлопот в связи с тем, что за ребенком здесь действительно нужен «глаз да глаз»: достаточно отвлечься на минуту, и ребенок уже куда-то убежал, что-то сломал, откуда-то упал и т. д. Такой ребенок может практически безостановочно двигаться, бегать и прыгать; сидеть на одном месте – для него невыполнимая задача. Гиперактивному ребенку тяжело сосредоточить свое внимание на чем-либо, он зачастую не может довести до конца начатое дело, ему сложно соблюдать любые правила, выполнять задания и инструкции. Такой ребенок испытывает огромные трудности с самоконтролем, с самоорганизацией, часто отвлекается, мешает другим детям.
Одна из главных проблем для родителей с СДВГ заключается в том, что это явление окружено большим количеством мифов, которые мешают правильно помогать такому ребенку лучше приспосабливаться к окружающему миру. Например, часто бытует мнение, что главное для гиперактивного ребенка – «сбросить излишек энергии». Поэтому иногда кажется, что лучший вариант для решения проблем – отдать ребенка в спортивную секцию. К сожалению, иногда такие рекомендации можно услышать даже от профессиональных психологов и педагогов.
Главной ошибкой родителей гиперактивных детей является то, что они полагают, что у их ребенка слишком много энергии, и именно благодаря этому излишку энергии ребенок так себя ведет. Это абсолютно неверная позиция. Детская гиперактивность не имеет никакого отношения к мифическим запасам энергии в человеческом теле. СДВГ имеет под собой исключительно психофизиологическое основание. Посредством активных действий ребенок совершает определенную «разрядку» своей психики. В чем-то этот процесс можно сравнить с поведением взрослого человека, который после крайне напряженного и тяжелого рабочего дня идет в спортзал, чтобы снять напряжение (другие варианты: напивается; устраивает дома скандал; что-либо ломает и т. д.). Во всех этих случаях активные действия взрослого человека были вызваны именно психическим перенапряжением, которое он снимает посредством физической работы.
А теперь представьте, насколько тяжело гиперактивному ребенку, у которого ощущение психического перенапряжения проявляется… постоянно. Он испытывает его все время. Не так, как взрослый человек, которому потребовалось на износ работать целый день для того, чтобы достичь этого перенапряжения, а постоянно: с утра до позднего вечера.
Учитывая вышесказанное, становится понятно, что спорт для гиперактивных детей является одним из самых лучших методов облегчения чувства постоянного перенапряжения. Ежедневные спортивные занятия крайне необходимы таким детям — благодаря им ребенок сможет намного лучше справляться с постоянным психическим перенапряжением, трансформируя внутреннюю психическую энергию во внешнюю физическую.
Но синдром гиперактивности не имеет ничего общего с физической усталостью. Если вы отправите ребенка в три спортивные секции, а дома будете играть с ним в активные игры, гиперактивность никуда не денется. Многие родители ошибочно полагают, что ребенка можно «замучить» различными играми и спортом, и он просто «устанет и успокоится» - такой подход абсолютно неверен. Если вы перегрузите гиперактивного ребенка физическими упражнениями, то он не станет уставшим спокойным ребенком. Он станет уставшим гиперактивным ребенком. Он по-прежнему будет испытывать ощущение перенапряжения, при этом не имея сил его выплеснуть в физической форме. А это уже похоже на пытку.
Означает ли это, что гиперактивность и занятия спортом не совместимы? Совсем нет. Спорт действительно может оказаться очень полезен. Причем даже на уровне биохимии мозга: например, показано, что занятия спортом помогают повысить уровень дофамина и норадреналина, что может положительно сказаться на внимании гиперактивного ребенка.
Получается, что родителям очень важно правильно выбрать секцию и тренера, помня о том, что занятия спортом должны помочь ребенку не только снизить уровень напряжения, развить физически, но и укрепить самооценку, зачастую сильно расшатанную в результате школьных трудностей. А также научиться более эффективно вести себя в среде других детей, а никак не повысить еще больше уровень тревоги и стресса.
Очень многое здесь будет зависеть от личности тренера. Если он не понимает особенностей состояния ребенка, ведет себя жестко и авторитарно, если ребенок постоянно получает замечания и наказания, его гиперактивность будет только нарастать. Также далеко не всегда гиперактивный ребенок может приспособиться к командным видам спорта, потому что они предъявляют очень высокие требования к концентрации внимания, навыкам общения со сверстниками, умению соблюдать правила – то есть как раз к тем вещам, которые «западают» у ребенка с синдромом гиперактивности.
Если говорить о выборе конкретного выбора спорта, то, конечно, важно прежде всего спросить самого ребенка о его желаниях и предпочтениях, а еще можно взглянуть на своеобразный «хит-парад», составленный специализирующимися на проблеме спортивными психологами.
➢ Плавание
Плавание дает возможность ребенку получить индивидуальное внимание тренера, что очень важно, в то же время он является частью коллектива. В плавании ребенок сосредоточен на собственном развитии, пытаясь улучшить свои результаты, он учится быть сфокусированным и дисциплинированным.
18-кратный олимпийский чемпион по плаванию Майкл Фелпс, пожалуй, один из самых знаменитых людей с СДВГ на Земле. Именно он показал и доказал всей планете, что СДВГ – это не «страшное асоциальное будущее». Когда он появился на свет, абсолютно ничего не предвещало, что он станет самым титулованным олимпийцем в истории. Он был просто очень подвижным и рассеянным ребенком с классическим диагнозом СДВГ. За годы упорных тренировок и соревновательных достижений некогда гиперактивный ребенок превратился в одного из самых знаменитых спортсменов в истории человечества, и, конечно же, навсегда избавился от всех психологических проблем, свойственных детям с аналогичным диагнозом – рассеянности, невнимательности, неспособности концентрироваться и доводить начатое дело до конца. Спорт сделал из него не только величайшего в мире олимпийца, но и мастера терпения и силы воли, без которых в этой сфере невозможно добиться ничего стоящего.
Именно благодаря врожденной гиперактивности, Майкл Фелпс мог больше всех тренироваться и чаще других выступать на соревнованиях (даже на таких крупных стартах, как Олимпийские игры и чемпионат мира, он мог в один день выступить в финале на трех-четырех дистанциях), что и сделало его самым титулованным олимпийцем в истории человечества. Кстати, достичь столь значительных успехов Майклу Фелпсу помогли, в том числе, занятия на БОС-тренажерах. А ведь именно такие психокоррекционные занятия получают ребята с СДВГ в рамках нашего проекта.
➢ Восточные единоборства
Восточные единоборства развивают самоконтроль, дисциплину и уважение – как раз те качества, которых часто не хватает гиперактивному ребенку. При изучении элементов спортивной техники дети обычно следуют пошаговой инструкции тренера, что не дает возможностей для отвлечения внимания. Также на тренировках обычно присутствуют ритуалы, что может помочь ребенку усвоить, принять и сформировать ритуалы и в хорошем смысле слова рутину при выполнении действий в других областях своей жизни.
➢ Теннис
Теннис может быть очень хорошим вариантом для детей-индивидуалистов. Высокая скорость игры заставляет их удерживать внимание, а удары по мячу могут помочь выразить гнев и раздражение, накопившиеся в течение дня.
➢ Гимнастика
При занятиях гимнастикой требуется очень осознанно и внимательно подходить к движениям собственного тела, что является важнейшим навыком для гиперактивного ребенка; этот вида спорта учит его сохранять равновесие и развивает пространственное восприятие.
➢ Шахматы
Кажется удивительным, но некоторым гиперактивным детям прекрасно подходят шахматы. Многие дети с синдромом гиперактивности не могут усидеть на стуле, играя в эту игру, но некоторые находят в шахматах ту самую психическую разрядку, которая им и нужна.
Гиперактивный ребенок - это не ребенок с излишком энергии. Это ребенок, пребывающий в постоянном психическом напряжении, которое он пытается снять единственным известным и доступным ему способом - физическими действиями. Главная задача, стоящая перед родителем гиперактивного ребенка - помочь ребенку найти место, где тот «легально» сможет двигаться так, как хочет. Если за столом, за партой, перед сном и т. д. ребенок этого делать не может (родители не одобряют, и он это чувствует), то в спортивной секции - может, и более того, это даже поощряется. А именно это ребенку и нужно - физические действия и одобрение данных действий со стороны родителей, что позволяет двигаться, не испытывая дополнительного морального напряжения в связи с запретом или неодобрением со стороны взрослых.
Конечно, не существует единых стандартов для всех гиперактивных детей, и при выборе спортивной секции, в первую очередь, нужно ориентироваться на их собственные склонности и увлечения. Без большой порции движения такие дети жить не могут, поэтому заинтересовать их спортом будет несложно.
Приглашаем всех, кто подозревает у своего ребенка наличие СДВГ, присоединиться к нашему проекту. Можете в комментариях к данной статье написать, что хотите поучаствовать в проекте «Внимание, непоседы!», и мы укажем контактные данные. Следите за объявлениями в группах СРОО «Нас много» и СРОО «Севастопольские мамы», а также в чате проекта «Внимание, непоседы!» в мессенджерах. Также просим вас в комментариях к этой статье задавать актуальные для вас вопросы по теме СДВГ. Мы сможем отвечать на эти вопросы в рамках дальнейших семинаров и вебинаров.
Еще раз напоминаем, что самое главное при коррекции СДВГ - это осведомленность родителей и педагогов об особенностях данного синдрома и правильный психолого-педагогический подход. Следите за нашими специальными публикациями и анонсами семинаров и вебинаров по проекту.
Автор статьи: клинический психолог, руководитель проекта «Внимание, непоседы!», психолог СРОО МС "Нас много" и СРОО "Севастопольские мамы" - Светлана Боровая.