Новости

НОСИ (нарушение обработки сенсорной информации)

Очень чувствительный ребенок: нарушения сенсорной интеграции у детей

Севастопольская региональная общественная организация многодетных семей "Нас много" при поддержке Фонда президентских грантов и активнейшей помощи СРОО "Севастопольские мамы" продолжает реализацию благотворительного проекта "Внимание, непоседы!". Наш проект направлен на всестороннюю информационную, психодиагностическую, психокоррекционную, психолого-педагогическую помощь и поддержку детей с СДВГ и их семей. Этой статьей мы продолжаем цикл публикаций, посвященный проблематике СДВГ и информирующих общественность об этом психоневрологическом расстройстве.

Сегодня в фокусе нашего внимания очень интересная тема.

Достаточно часто родители детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью отмечают, что их ребенок чрезмерно реагирует на те или иные раздражители. Или же наоборот, может казаться не чувствительным к тем или иным явлениям. Что же происходит и почему современные ученые говорят о таком явление, как НОСИ (нарушение обработки сенсорной информации)? Давайте разбираться.

Ребёнок терпеть не может шерстяную одежду или громкие звуки? Замирает и долго наблюдает за лучами света сквозь заборчик? Не хочет, чтобы к нему прикасались, или наоборот, очень нуждается в постоянных объятиях без видимых причин? Это – особенности обработки информации от органов чувств, из-за которых обычные, скажем, касания могут ощущаться слишком ярко или недостаточно. Что это – симптом нарушений, новое расстройство или норма?

Сенсорная обработка: что это? У нас есть рецепторы – клетки, которые получают информацию. Бывают слуховые, зрительные, вкусовые, обонятельные, осязательные, вестибулярные, моторные и интероцептивные, отвечающие за внутреннее восприятие процессов в собственном организме - анализаторы. Для этих восьми видов чувств (а у нас всех их восемь) клетки собирают информацию. Именно благодаря им мы понимаем, что вокруг – звук, свет, объекты, во рту – кислая или сладкая еда, на теле – одежда, а само тело сидит и дышит. Чтобы все это определить, от рецепторов информация поступает в головной мозг и там анализируется. И на всех этапах – от сбора до передачи и анализа – процесс может нарушаться. Так, например, развиваются нарушения зрения, слуха или агевзия, при которой отсутствует вкус пищи.

Если в проблеме «виноваты» не рецепторы и нервы, по которым информация доходит до мозга, а процесс ее анализа, говорят о НОСИ. Нарушения обработки сенсорной информации (НОСИ) или сенсорная дезинтеграция считаются очень частым состоянием при аутизме и синдроме дефицита внимания, неважно, с гиперактивностью или без нее.

При этом НОСИ – пока не официальный диагноз. Хотя нарушения зрения, слуха и т. д. – официальные. Недавно исследователи заявили, что обнаружили различия в белом веществе головного мозга у детей с НОСИ. Это выявление качественных отличий в структурах мозга – действительно революционное открытие. Теперь, возможно, появится метод диагностики НОСИ не по рассказам родителей и реакции ребёнка, а такой, который позволит все измерить инструментально. Так что стойкая гипер- или гипореакция ребёнка на различные раздражители – не признак капризов, а физиологически обоснованный процесс. Следует отметить, что многие дети (да и взрослые) без синдромов и расстройств развития тоже могут слишком ярко реагировать на звуки, ярлычки одежды, свет и прочие раздражители. Или отличаться пониженной чувствительностью – что замечают реже. Однако именно при аутизме и СДВГ нарушения сенсорной интеграции особенно выражены.

Разница в реакции мозга на гипо- и гиперчувствительность в том, что он заставляет нас делать в ответ – избегать раздражителей или стремиться получить их побольше. Трудности с мелкой и крупной моторикой тоже могут указывать на наличие сенсорной дезинтеграции – информация от рецепторов в мышцах анализируется неправильно, и в ответ поступают неверные сигналы.

Есть два способа, которыми дети с проблемами сенсорной обработки реагируют на сенсорный ввод. Когда мозг недостаточно реагирует на сенсорную информацию, ребёнок стремится получать больше соответствующих раздражителей. Именно в этом состоянии мы и видим «гиперактивное», слишком шумное и возбужденное поведение у ребенка. Ребенок стимулирует себя для поддержания активности и чувствительности. Именно отсюда всевозможные раскачивания, беготня из угла в угол, громкие возгласы, даже стучание лбом о разные предметы и почесывания.

Если реакция слишком острая, мозг «перегружается» и заставляет избегать ввода новой информации. Например, закрывать руками уши или что-то бормотать, чтобы сгладить шумовой фон. Очень часто родители делают замечания детям с СДВГ, за то, что ребенок что-то напевает, жужжит, пыхтит себе под нос во время выполнения школьных заданий, а ведь именно таким образом ребенок помогает себе не отвлекаться и выполнять работу.

Есть два основных мифа о проявлениях НОСИ, особенно при СДВГ: ребёнку просто нужна «закалка», чтобы перестать так реагировать, или самоконтроль, чтобы не проявлять яркие реакции. На самом деле, оба эти способа не работают. Многие дети перерастают период чувствительности – это факт, но нарочно заставлять терпеть и привыкать к раздражителям – бессмысленный вариант, который ухудшит состояние ребёнка. Его мозг работает иначе. Основное правило – создавать условия, которые соответствуют уровню восприятия ребёнка. При гиперреакции на звуки уменьшать громкость всего, при гипореакции – заниматься развитием сенсорной чувствительности. Сегодня в России есть центры для детей с сенсорной дезинтеграцией, специалисты и ряд доступных программ, которые можно после консультации выполнять дома.

Для работы с выраженными нарушениями специалисты рекомендуют трудотерапию и методики, которые используют в нейропсихологии – для «обучения» мозга адекватным реакциям на раздражители, и в психотерапии – неплохие результаты у старших детей показывают когнитивно-поведенческие методики. При серьезных нарушениях может потребоваться медикаментозная поддержка.

Обращайте внимание на особенности реакций и поведения своего ребенка и будьте его защитниками и помощниками, а не вечными критиками и «ходячими наказаниями». Очень надеемся, что наш проект поможет вам и вашим детям лучше понимать и принимать друг друга.

Автор статьи: клинический психолог, руководитель проекта «Внимание, непоседы!», психолог СРОО МС "Нас много" и СРОО "Севастопольские мамы" - Светлана Боровая.

#яжпсихолог #семейнаяпсихология #вниманиенепоседы #сдвг #насмного #севастопрльскиемамы #севмамы #вместемыможембольше #фпг #фондпрезидентскихгрантов
Внимание, непоседы!
Made on
Tilda