Новости

Как диагностируют и лечат СДВГ

Мой ребенок гиперактивный или разбалованный? Как диагностируют и лечат СДВГ.

Севастопольская региональная общественная организация многодетных семей "Нас много" при поддержке Фонда президентских грантов и активнейшей помощи СРОО"Севастопольские мамы" приступила к реализации благотворительного проекта " Внимание, непоседы!". Наш проект направлен на всестороннюю информационную, психодиагностическую, психокоррекционную, психолого-педагогическую помощь и поддержку детей с СДВГ и их семей. Этой статьей мы открываем цикл публикаций, посвященных проблематике СДВГ и информирующих общественность об этом психоневрологическом расстройстве.

СДВГ или синдром дефицита внимания и гиперактивности часто называют выдуманной болезнью. Мол, воспитывать ребенка надо, тогда и проблем с поведением не будет. На самом же деле, воспитание здесь ни при чем. Ребенок с этим расстройством физически не может усидеть на месте, удерживать внимание и контролировать свои эмоции. Так что же делать родителям с гиперактивностью их малыша? Как отличить ее от плохого поведения? К какому специалисту обратиться для диагностики и терапии? В чем вообще заключается лечение СДВГ у детей?

Вопросы изучения гиперактивности у детей волновали врачей и педагогов с середины XIX века. В 1845 году немецкий врач Генрих Гофман в поэтической форме описал чрезвычайно подвижного ребенка и дал ему прозвище «непоседа Филипп». Предметом пристального изучения врачей данное расстройство стало в начале XX века. В 1902 году в журнале Lancet появилась лекция английского врача Джорджа Фредерика Стилла, с которой он ранее выступил перед врачами Королевской академии. Автор связывал гиперактивность с биологической основой, а не с плохим воспитанием, как негласно предполагалось в те времена.

Современное российское общество (по крайней мере, многие его представители) также очень охотно принимает на веру идеи что - «нет никакой болезни», «не надо травить детей таблетками», «хорошего ремня – вот чего им надо». А вот профессиональная медицинская и психологическая общественность придерживается совершенно другого мнения. Давайте узнаем мнение специалистов.

СДВГ - это одно из самых распространенных расстройств психического развития. Им страдает по разным оценкам (в зависимости от уровня диагностики в регионах) 15% - 25% детей и 3% взрослых. Он имеет три основных проявления, которые ребенок не может контролировать:

• Невнимательность. Ребенок не может длительное время удерживать внимание на одном задании и неспособен его завершить. Часто забывает свои вещи, теряет игрушки, школьные принадлежности, мобильные телефоны.

• Гиперактивность. Ребенку с СДВГ трудно усидеть на месте. Он резко подпрыгивает, неосознанно стучит ногой, постоянно крутится, задает миллион вопросов и много говорит, расчесывает кожу, нервничает или суетится. Ему трудно усидеть на месте даже 5 минут. У подростков синдром дефицита внимания и гиперактивности нередко проявляется тревогой и ощущением беспокойства.

• Импульсивность. Ребенок делает то, что заблагорассудится, не задумываясь о последствиях. Например, если одноклассник взял карандаш или задел нечаянно, он сразу бьет виновника. Ребенку с СДВГ трудно ждать свою очередь. Он выкрикивает ответ, не дослушав вопрос до конца. Перебивает говорящего или вмешивается в разговоры других. Может проявить бестактность. Например, громко поделиться своими впечатлениями о незнакомом человеке: «Глянь, какой большой живот у этого дяди!».

Гиперактивному ребенку трудно планировать, откладывать удовольствие и вознаграждение, запоминать новую информацию, принимать решения, участвовать в групповых играх, соблюдать правила.

Существует несколько типов СДВГ:

• преимущественно невнимательный;

• преимущественно гиперактивно-импульсивный;

• комбинированный.

Согласно психофизиологическим исследованиям, дети с СДВГ имеют недостаточно (не по возрасту) развитую лобную кору мозга и функциональные изменения в нейронных связях, которые отвечают за:

• планирование;

• удержание внимания;

• принятие решений;

• откладывание удовольствия;

• организацию;

• контроль поведения и импульсов.

У гиперактивного ребенка наблюдается нарушение обмена нейромедиаторов (химических веществ, которые передают сигналы между нейронами): дофамина, норэпинефрина и серотонина. Пока точно неизвестно, какие именно факторы вызывают СДВГ, однако эксперты считают, что значительную роль в этом играют гены, а также проблемы в период беременности и тяжелые роды.

МКБ-11 (Международный классификатор болезней) определяет СДВГ как нейроонтогенетическое расстройство, а DSM-IV (диагностическое пособие психических расстройств) - как расстройство психологического развития.

Для диагностики этого нарушения есть четкие критерии, которые помогают вовремя распознать синдром дефицита внимания и гиперактивности:

• Возраст. Симптомы болезни проявляются до 12 лет, чаще всего - в возрасте 3–6 лет. Если они впервые появились после двенадцати, то это не СДВГ.

• Продолжительность симптомов. Для установления диагноза симптомы должны длиться не менее полгода.

• Признаки одинаково проявляются в разных контекстах. При СДВГ ребенок испытывает трудности с поведением не только в семье или в привычном окружении. Если дома он все разносит и даже минуту не может усидеть на месте, а в школе или садике ведет себя, словно ангел, это тоже не СДВГ.

• Симптомы, которые объективно снижают качество жизни. О диагнозе можно говорить, когда симптомы ярко выражены, ухудшают качество жизни и препятствуют нормальному развитию ребенка. Например, рассеянность мешает выучить урок или выполнить задание, импульсивность - заводить друзей и строить длительные отношения, а гиперактивность раздражает других и не позволяет заниматься одним делом.

Если малыш проявляет определенные признаки дефицита внимания и гиперактивности, обратитесь за консультацией к специалисту: клиническому психологу, нейропсихологу, неврологу, психиатру. В нашем проекте диагностику проводят клинические психологи при помощи самых современных тестовых методик.

К сожалению, как такового лечения гиперактивности у ребенка не существует. Тут уместнее говорить о коррекции. Коррекцией поведения, развитием необходимых навыков и работой с семьей занимаются психологи. Ведущим звеном в психокоррекции детей с СДВГ является изменение поведения взрослых - родителей и учителей: замена неадаптивных подходов к своим детям на адаптивные, тренинг родительской компетентности. В ходе нашего проекта очень большое внимание будет уделено просвещению родителей и педагогов и их обучению эффективному взаимодействию с детьми с СДВГ.

Нередко психотерапия нужна и самим родителям. Взрослым она помогает контролировать собственные эмоции и восстанавливать ресурс для общения. Теплые отношения в семье - важное условие успешной коррекции. Родителям должны стать поддержкой и опорой для своего ребенка - тем самым человеком, который всегда «играет в твоей команде». А вот ругать за невнимательность, расфокусированность, непоседливость или чрезмерную суетливость не стоит. Дети с СДВГ не могут с этим справиться и переживают стресс.

Одним из наиболее эффективных и современных методов коррекции СДВГ является Биологическая обратная связь (БОС) или БОС-терапия, принцип которой заключается в стимуляции саморегуляции функций организма с помощью цифровых технологий. Конечно, методу БОС-терапии мы посветим отдельную статью. Для нашего проекта приобретена передовая система БОС-тренажеров, и мы гордимся тем, что участники нашего проекта получат самую передовую помощь.

Набор семей, желающих принять участие в проекте продолжается. Если у вас есть причины подозревать у своего ребенка наличие СДВГ, пожалуйста, заполните анкету для участия в нашем благотворительном проекте. Таким образом, вы сможете получить квалифицированную помощь в вашей непростой ситуации. Вся информация, которой вы поделитесь в анкете, будет доступна только специалистам, участвующим в реализации проекта. Мы будем связываться с вами и приглашать на психодиагностику, по результатам которой будет назначаться соответствующая психокоррекция. Проверьте, чтобы все сведения в заявке на участие в проекте, особенно ваши контакты, были указаны точно.

Просим Вас ответить на все вопросы нашей анкеты-заявки по ссылке vk.com/app6013442_-144356724?form_id=117#form_id=117, для того чтобы стать участником проекта и получить помощь специалистов.

Помните - правильно и вовремя поставленный диагноз и грамотно подобранная психокоррекция часто позволяют добиться эффекта, которого не дают ни учительские гневные записи, ни папин ремень, ни мамины слезы.

Благодарим Вас за сотрудничество и доверие!

Автор статьи: клинический психолог, руководитель проекта «Внимание, непоседы!», психолог СРОО МС "Нас много", психолог СРОО "Севастопольские мамы" - Светлана Боровая

#яжпсихолог #семейнаяпсихология #вниманиенепоседы #фондпрезидентскихгрантов #насмного #севастопольскиемамы
Внимание, непоседы!
Made on
Tilda