Новости

Приглашаем всех, кто не смог поучаствовать в вебинаре онлайн, посмотреть его в записи, прилагающейся к данной статье

Взросление ребенка с СДВГ

Севастопольская региональная общественная организация многодетных семей "Нас много" при поддержке Фонда президентских грантов и активнейшей помощи СРОО "Севастопольские мамы" продолжает реализацию благотворительного проекта "Внимание, непоседы!". Наш проект направлен на всестороннюю информационную, психодиагностическую, психокоррекционную, психолого-педагогическую помощь и поддержку детей с СДВГ и их семей.

Этой статьей мы продолжаем цикл публикаций, посвященных проблематике СДВГ и информирующих общественность об этом психоневрологическом расстройстве. 29 ноября 2023 года прошел вебинар для родителей и всех заинтересованных на тему «Взросление ребенка с СДВГ и его социальное благополучие». Вебинар транслировался из нового офиса СРОО Севастопольские мамы, организации, активно помогающей и поддерживающей все инициативы, направленные на помощь семьям города Севастополь. Спикерами на семинаре были: руководитель проекта – клинический психолог Светлана Боровая и научный консультант проекта – врач-психиатр, психолог Игорь Владимирович Загоруйченко. Спасибо всем присутствующим на вебинаре за обратную связь, вопросы и комментарии. Приглашаем всех, кто не смог поучаствовать в вебинаре онлайн, посмотреть его в записи, прилагающейся к данной статье.

Хорошо, что в рамках нашего проекта предусмотрены просветительские статьи, и мы можем поделиться с вами полезной и важной информацией в таком формате. Мы предлагаем вам познакомиться более подробно с особенностями проявления СДВГ в разном возрасте. Понимая, какие этапы взросления проходит ребенок с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, родители смогут эффективнее помогать детям справляться с трудностями во всех сферах жизни.

Самое важное, что надо знать про этих детей, сформулировал Рассел Баркли, ведущий специалист в мире по СДВГ – это правило 30 процентов. Оно означает, что воля, самоорганизация, планирование и вообще способность управлять своим поведением у гиперактивных детей сформированы на 30 процентов ниже их реального возраста.

То есть, если СДВГ ребенку шесть лет, он ведет себя как четырехлетний, если ему девять, то, как шестилетний, если ему двенадцать, то его поведение соответствует девятилетнему возрасту. Особенно сложно родителям осознать, что если ребенку восемнадцать, то его эмоциональный возраст и самоорганизация соответствует двенадцатилетке. А ему надо оканчивать школу, сдавать экзамены и выбирать себе профессию – и все это он делает с той же мерой серьезности, понимания и ответственности, которую мы можем ожидать от типичного шестиклассника. Не надо списывать это на трудный подростковый возраст или на то, что ребенок просто лентяй – у него эти функции еще не сформировались как следует, они формируются с большой задержкой. Есть и хорошая новость: к 21 - 24 годам они выходят на уровень нормального выпускника школы, но к 24 годам ожидается, что человек уже нашел работу, делает карьеру, заводит семью. Но, как говорится, - лучше поздно, чем никогда.

Давайте рассмотрим проявления СДВГ в разные возрастные периоды более подробно.

Гиперактивность у детей до года характеризуется чрезмерной чувствительностью к раздражителям, громким плачем, нарушениями сна, а также двигательным беспокойством. Однако симптомы гиперактивности у грудничков не обязательно означают СДВГ, поскольку чрезмерная возбудимость младенцев развивается заболевание далеко не всегда.

В дошкольном возрасте к основным признакам синдрома дефицита внимания у детей можно отнести гиперактивность. Отмечается бесцельное блуждание по группе в детском саду, беспрестанные разговоры, а также отвлечение других детей от занятий. В то же время чрезмерная активность в этом возрасте может являться фактом нормального развития, которая обусловлена темпераментом ребенка или требовательностью взрослых. Однако отсутствие целенаправленности в действиях дает повод задуматься о наличии синдрома дефицита внимания.

В крайних случаях избыточная гиперактивность может принять характер расторможенности, то есть полного отсутствия процессов контроля и волевого управления, которые сдерживают поведение. Гиперактивность у детей, как правило, сопровождается минимальной статико-моторной недостаточностью, что характеризуется неуклюжестью в движениях. Подобные нарушения обнаруживаются в большинстве случаев заболевания. До 3 лет у детей нет определенной и контролируемой модели поведения, поэтому сказать точно, является ли ребенок гиперактивным довольно проблематично. Однако в возрасте примерно 3 лет паттерн поведения оформляется и приобретает характерные черты, что позволяет отличить агрессивное поведение ребенка от гиперактивного. Часто в этом возрасте СДВГ сопровождается расстройствами развития речи.

Синдром гиперактивности у детей ярче всего проявляется и диагностируется в возрасте 5-10 лет. После поступления в школу проблемы детей с СДВГ значительно нарастают. Требования к обучению таковы, что ребенок с СДВГ не в состоянии их выполнить в полной мере. Поскольку его поведение не соответствует возрастной норме, в школе ему не удается достичь результатов, соответствующих его способностям (при этом общий уровень интеллектуального развития у детей с СДВГ соответствует возрастному диапазону). Во время уроков дети с СДВГ не слышат учителя, им сложно справляться с предлагаемыми заданиями, так как они испытывают трудности в организации работы и доведении ее до конца, забывают по ходу выполнения условия задания, плохо усваивают учебные материалы и не могут правильно их применять. Они довольно скоро выключаются из процесса выполнения работы, даже если располагают для этого всем необходимым, не обращают внимания на детали, проявляют забывчивость, не выполняют указаний педагога, плохо переключаются, когда условия задания меняются или дается новое. Не могут самостоятельно справляться с выполнением уроков дома. По сравнению со сверстниками гораздо чаще наблюдаются трудности формирования навыков письма, чтения, счета, логического мышления.

Проблемы во взаимоотношениях с окружающими, в том числе со сверстниками, педагогами, родителями, братьями и сестрами, постоянно встречаются у детей с СДВГ. Поскольку для всех проявлений СДВГ типичны существенные колебания настроения в различные отрезки времени и в разных ситуациях, поведение ребенка отличается непредсказуемостью. Нередко наблюдаются вспыльчивость, задиристость, оппозиционное и агрессивное поведение. В результате он не может долго играть, успешно общаться и устанавливать дружеские отношения со сверстниками. В коллективе он служит источником постоянного беспокойства: шумит, не задумываясь, берет чужие вещи, мешает окружающим. Все это приводит к конфликтам, и ребенок становится нежеланным и отвергаемым в коллективе. Сталкиваясь с подобным отношением, дети с СДВГ часто сознательно выбирают для себя роль классного шута, надеясь наладить отношения со сверстниками. Ребенок с СДВГ не только плохо учится сам, но часто «срывает» уроки, мешает работе класса и поэтому часто вызывается в кабинет директора. В целом его поведение создает впечатление «незрелости», несоответствия своему возрасту. Общаться с ним обычно готовы лишь дети младше по возрасту или сверстники со сходными проблемами поведения. Постепенно у детей с СДВГ формируется низкая самооценка.

Дома дети с СДВГ обычно страдают от постоянных сравнений с братьями и сестрами, которые хорошо ведут себя и лучше учатся. Родителей раздражает то, что они беспокойны, навязчивы, эмоционально лабильны, недисциплинированны, непослушны. В домашних условиях ребенок неспособен ответственно относиться к выполнению повседневных поручений, не помогает родителям, неаккуратен. При этом замечания и наказания не дают желаемых результатов. По словам родителей «С ним вечно что-нибудь случается», то есть имеется повышенный риск травм и несчастных случаев.

Главная проблема воспитания детей с СДВГ в том, что их изначально ругают и наказывают в тех ситуации, в которых ему надо помогать. Обязательно запомните это! Мы неоднократно рассказывали и писали о «позитивной системе воспитания», возьмите ее на вооружение.

В подростковом возрасте выраженные симптомы нарушений внимания и импульсивности продолжают наблюдаться не менее чем у 50-80% детей с СДВГ. При этом гиперактивность у подростков с СДВГ значительно уменьшается, сменяется суетливостью, чувством внутреннего беспокойства. Для них характерны несамостоятельность, безответственность, трудности в организации и завершении выполнения поручений и особенно длительной по времени работы, с которыми зачастую они не в состоянии справиться без посторонней помощи. Нередко ухудшается успеваемость в школе, так как они не могут эффективно спланировать свою работу и распределить ее по времени, откладывают со дня на день выполнение необходимых дел.

Нарастают трудности во взаимоотношениях в семье и школе, нарушения поведения.

Многих подростков с СДВГ отличают безрассудное поведение, сопряженное с неоправданным риском, трудности в соблюдении правил поведения, неподчинение общественным нормам и законам, невыполнение требований взрослых - уже не только родителей и педагогов, но и официальных лиц, например представителей школьной администрации или работников милиции. При этом им свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, неуверенность в себе, заниженная самооценка. Они слишком чувствительными к поддразниваниям и насмешкам со стороны сверстников, которые считают их глупыми. Окружающие по-прежнему характеризуют поведение подростков с СДВГ как незрелое, не соответствующее возрасту. В повседневной жизни они пренебрегают необходимыми мерами безопасности, что увеличивает риск травм и несчастных случаев.

Подростки с СДВГ склонны к вовлечению в подростковые группировки, которые совершают различные правонарушения, у них может появиться тяга к употреблению алкоголя и наркотиков. Но в этих случаях они, как правило, оказываются ведомыми, подчиняясь воле более сильных по характеру сверстников или лиц старше себя и не задумываясь о возможных последствиях своих действий.

Что же будет, если не применять к таким детям позитивную систему воспитания? Т.к. дети с СДВГ не могут сосредоточиться на обучении, их поведение постоянно подвергается осуждению. При высокой требовательности окружающих, им трудно будет окончить среднюю школу. С возрастом, уязвимость детей перед социумом возрастает. В школе их не любят, ведь они мешают работать на уроках всему классу, часто спорят с учителями, грубят. Обычно от таких учеников стремятся избавиться, путем перевода в коррекционный класс или школу.

Проблемы у детей с синдромом будут и в семье. Если маленьких детей родители терпят, с возрастом дурной характер и плохое поведение начинает раздражать даже самых терпеливых членов семьи. Детей ругают за неуспеваемость, наказывают за дерзость. Неудивительно, что большая часть детей-бомжат - сбежавшие из дома подростки с СДВГ. Асоциальное поведение подростков с СДВГ, как правило, обусловлено симптомами заболевания в детстве, заболеванием СДВГ у их родителей, и, прежде всего, низким интеллектуальным уровнем в семье, агрессией со стороны взрослых и материальными трудностями.

Напоминаем, что симптоматика СДВГ уходит к взрослому возрасту. Поэтому наберитесь терпения и помогите своему ребенку пройти через все трудности взросления. Станьте для него островом стабильности, надежности, безопасности и любви. Тогда ваш ребенок обязательно вырастет достойным человеком!

Еще раз напоминаем, что самое главное при коррекции СДВГ - это осведомленность родителей и педагогов об особенностях данного синдрома и правильный психолого-педагогический подход. Следите за нашими специальными публикациями и анонсами семинаров и вебинаров по проекту.

Автор статьи: клинический психолог, руководитель проекта «Внимание, непоседы!», психолог СРОО МС "Нас много" и СРОО "Севастопольские мамы" - Светлана Боровая.

#яжпсихолог #семейнаяпсихология #вниманиенепоседы #сдвг #насмного #севастопрльскиемамы #севмамы #вместемыможембольше #фпг #фондпрезидентскихгрантов
Внимание, непоседы!
Made on
Tilda